Дракон сорит деньгами

Дракон сорит деньгами02.04.2017

Туристов из КНР стало в Новосибирске в 4 раза больше — бизнесмены научились вытягивать из экономных гостей сотни миллионов

Фото Евгения Епанчинцева (РИА Новости)

В прошлом году поток китайских туристов в Новосибирскую область вырос сразу в четыре раза, отчиталось областное правительство, — только по безвизовым программам групповых поездок регион посетили почти 20 тыс. туристов. Группы из КНР по 40 человек за пару дней транзита оставляют в Новосибирске десятки тысяч долларов, и эти суммы растут ежегодно. Корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорила с представителями туристического сообщества о том, как они приспособились к приему китайских гостей и научились зарабатывать на них солидные деньги.

Поток туристов из Китая в Новосибирскую область вырос за прошлый год более чем в 4 раза, сообщила начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области Анастасия Ивашина. По ее данным, в 2014 году по безвизовому обмену в рамках соглашений между РФ и КНР в область приехали 2 тыс. китайских туристов, в 2015-м — почти 5,5 тыс., а в 2016 году — «немного не дотянули до 20 тыс.».

Кроме групп путешественников, которые могут въезжать в Россию без виз, в Новосибирск едут и «одиночки» с визами, их в 2015 году было 7436 человек, в 2014 году — 3623 человека, в 2013 году — 2501 человек, сообщили в правительстве области. Данных по «одиночкам» за прошлый год у правительства пока нет.

Эксперты из новосибирских туристических фирм говорят, что Новосибирск в подавляющем большинстве случаев — это перевалочный пункт для китайского туриста, который едет смотреть Москву и Петербург.

В Новосибирске китайцы проводят от 5 часов до нескольких дней, и за это время город успевает удовлетворить некоторые туристические страсти приезжих, включая экскурсии «по красным местам», пикники за городом и сверхактивный шопинг.

Группы из 40 человек скромно едят и получают скидки в отелях за выкуп целых этажей. Как правило, китайский турист — это ностальгирующий пенсионер, который любуется наследием СССР, при этом при любой возможности — гонится за брендами, описывают эксперты.

Дешево и оптом


«Те, кто отдыхают здесь по индивидуальным визам, — это совершенно другой сегмент. Они живут в 5-звездочных отелях и тратят несопоставимые суммы — как правило, это больше бизнес-туризм. Группы же добиваются от туроператоров минимальной цены на все, они экономят на проживании и питании, а дальше они много тратят на шопинг», — рассказала директор туристической фирмы «Глобус-Тур» Елена Лукьянова. По ее оценкам, в магазинах Новосибирска китайцы оставляют «десятки тысяч рублей» ежедневно.

По наблюдениям Натальи, администратора магазина «РИВ ГОШ» на Красном проспекте, 29 китайские туристы заходят к ним буквально каждый день вне зависимости от сезона. По ее оценке, чек туристов, которые берут парфюмерию только для себя, составляет 10–20 тыс. руб., но иногда доходит и до 50 тыс. Самые популярные продукты среди китайских туристов, по мнению Натальи, — это товары для ухода за кожей и солнцезащитные кремы, из марок китайцы предпочитают Dior, Chanel, Miu-Miu, Bourjois и российскую органическую марку Teana.

Лукьянова отмечает, что кроме парфюмерии китайцы интересуются товарами для дома и брендовой одеждой класса люкс, которую из-за высоких таможенных пошлин проще купить в России, чем даже в том месте, где ее и шьют. Самые популярные магазины одежды, куда китайцы отправляются за доступным гламуром, — это Lukse и ТЦ «Аура», считает она. Директор турфирмы «Африка» Наталья Куцевол называет самыми излюбленными торговыми объектами китайцев ТРЦ «Галерея Новосибирск» и парфюмерный магазин «Золотое яблоко». В «Золотом яблоке» и Lukse на вопросы НГС.БИЗНЕС не ответили.

Директор турфирмы «Скатт» Ольга Гоголева также говорит о солидных тратах туристов из Китая. По ее мнению, в обязательный список гостя из КНР входят одежда, шоколад, мед, орехи, драгоценности, часы и оптика. «Для них здесь очень комфортный курс доллара, в Китае сейчас все стало очень дорого. То, что выпущено у них, им проще купить в России, чем на родине», — поясняет Гоголева.

Туристы из КНР на площади Ленина в Новосибирске

Пища для души


По данным правительства НСО, в регионе растет количество турфирм, работающих с группами из Китая: в 2016 году их было всего 7, сегодня — уже 11. Кроме «Глобус-Тур» и «Скатт» на гостях из КНР зарабатывают туристические фирмы «Турне», «Олимпия-Райзен-Сибирь», «Спутник» и др. Как правило, компании предоставляют группам местного экскурсовода и переводчика с китайского языка — все они из-за сезонности работают по разовым договорам. В фирме «Турне» признают, что в городе «есть определенные проблемы с квалифицированными кадрами».

Обзорные экскурсии по городу и Академгородку стоят от 750 руб. на человека, сообщила Лукьянова. По оценке директора компании «Турне» Светланы Кичигиной, средняя стоимость экскурсии с учетом транспорта и услуг владеющего китайским языком гида также составляет 500–700 руб. на туриста.

Гоголева описывает китайцев как очень любознательных туристов, любящих внимание и хороший прием: «Памятник Ленину их очень впечатляет, это просто пик восторга. Вечером они очень любят посидеть, пива попить, попеть русские песни, они очень любят лес и сосны, кататься по реке. Мы возим их в тир, они с удовольствием держат в руках оружие, любят фотографировать танки и музей паровозов».

Еда и кров


China Friendly — это программа лояльности для китайских туристов, которую уже несколько лет внедряет в российские отели, турфирмы, рестораны и торговые центры туристическая ассоциация «Мир без границ». Участие в программе предполагает, что место, куда приедет китайский турист, будет для приезжего понятным и максимально приближенным к национальным традициям.

В Новосибирске в программе China Friendly участвуют сетевые отели Marriott, Park Inn, Azimut, а также один местный игрок — отель «Абникум» на ул. Сибиряков-Гвардейцев.

По словам директора «Абникума» Алины Жуковской, список требований к отелям для China Friendly состоит из 30 пунктов, среди них — адаптированная еда (без молока, особые каши, кунжутные булочки, китайские палочки, большое количество овощей и фруктов), специальные переходники для электроприборов, надписи на китайском, китайская версия сайта или приложения отеля, а также владеющий языком персонал. 

Жуковская подчеркивает, что во многом программа настроена на подготовку персонала. К примеру, заселяющий должен знать, что число 4 предрекает китайцу смерть, поэтому нельзя селить их в номера с этой цифрой. «Надо понимать, что китайцы очень шумные, они много курят. Надо специально предупреждать, где можно курить, а где нельзя, где можно плевать на пол, а где нельзя. Они могут варить пельмешки в чайнике. Нужно морально быть к этому готовым — давать им кипяток или иметь специальное китайское меню, чтобы не было потом мучительно больно отскребать пельмешки от чайника», — рекомендует директор отеля.

Однако каких-либо скидок для китайцев дружелюбная программа не предполагает. Длительное проживание большой группы, как правило, рассматривается в каждом случае индивидуально, здесь снижение цены возможно вне зависимости от национальности постояльца, отмечает Жуковская. Цена «от стойки» за одноместный номер с кроватью king size, завтраком и спа в «Абникуме» — 4,5 тыс. руб. за ночь. 

Потратят еще


В среднем в путешествии по России, по данным «Мира без границ», за день китайский турист тратит около 530 долл. — в эту сумму входят расходы на транспорт, проживание, питание и шопинг, сообщила исполнительный директор ассоциации Светлана Пятихатка. «По нашим оценкам, поездка в Новосибирск для китайских туристов является более экономичной по сравнению с отдыхом на самом популярном направлении Москва – Петербург из-за сокращения транспортных расходов», — написала Пятихатка в ответ на запрос НГС.БИЗНЕС.

Директор новосибирской турфирмы «Африка» Наталья Куцевол считает, что в Новосибирске у китайского туриста может уходить «на всё» от 300 долл. в день и выше. Таким образом, при среднем сроке пребывании в НСО в течение двух суток и среднегодовом курсе доллара США на уровне 67 руб. 

только за прошлый год китайцы, приехавшие в НСО по безвизовым программам, потратили здесь порядка 800 млн руб. 

По прогнозу Ольги Гоголевой, в 2017 году рынок въездного китайского туризма может вырасти еще на 30 % — помимо Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга гости из КНР начали интересоваться и крымским направлением. 

Новосибирские власти уже озаботились привлечением туристов из Азии. По данным компании «Турне», при министерстве экономического развития НСО создана рабочая группа, которая работает над законом об аттестации гидов-переводчиков для туристов из Китая. 

Источник: news.ngs.ru

Добавить комментарий