Содержание статьи:
- 1 Что такое ассертивность — определение2 Примеры ассертивного поведения3 Ассертивность в психологии4 Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений.5 Выдача распоряжений – примеры
- 5.1 Неассертивное поведение5.2 Ассертивное поведение
6 Техника ассертивности. Ассертивная критика.7 Неассертивная критика – примеры8 Техника ассертивности. Ассертивный отказ.9 Ассертивное поведение и Отказ – примеры
- 9.1 Неассертивный отказ9.2 Асертивный отказ
10 Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ11 Тренинг ассертивности, подведем итоги12 Видео: развитие ассертивности13 Видео: Тренинг ассертивности, упражнения
В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.
Что такое ассертивность — определение
Что такое ассертивность
Ассертивность это:
-
Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.
Примеры ассертивного поведения
Тренинг ассертивности в поведении
-
Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;
Отказ без обиды других;
Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
Открытое выражение чувств и убеждений.
Ассертивность в психологии
Ассертивность в психологии
Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:
-
Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.
Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений.
4 элемента ассертивного распоряжения:
-
Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
Говорим, кого конкретно оно касается;
Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.
Ассертивность упражнения
Выдача распоряжений – примеры
Неассертивное поведение
«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».
Ассертивность
Ассертивное поведение
«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».
Техника ассертивности. Ассертивная критика.
Принципы предоставления критической информации:
-
Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
Отделяй факты от интерпретации;
Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
Не критикуй при третьих лицах.
Развитие ассертивности
Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».
ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!
Неассертивная критика – примеры
-
«Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
«Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
«Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
«Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
«Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.
Техника ассертивности. Ассертивный отказ.
Тренинг ассертивности упражнения
Процедура ассертивного отказа:
-
Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
Окончание разговора, если на нас продолжают давить.
Ассертивное поведение и Отказ – примеры
Неассертивный отказ
-
«Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
«Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»
Асертивный отказ
«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».
Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ
4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:
-
информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
представление психологических тылов или предложение изменения;
использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.
Тренинг ассертивности
Ассертивная реакция на нарушение границ – пример:«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».
Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».
Тренинг ассертивности, подведем итоги
-
Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.
Что такое ассертивность — определение
Видео: развитие ассертивности
Видео: Тренинг ассертивности, упражнения
Источник: