MotoGP: Дождевая гонка Гран-При Катара — реальность?

    Новость неординарная, на самом деле: Dorna Spots и Дирекция MotoGP намерены заставить пилотов всех трех классов ехать в гонку Гран-При Катара, не обращая внимания на погоду. Что мешало проводить гонки под дождем раньше?
    

Немного истории

Как известно, с 2008 года Гран-При Катара по MotoGP проводится в Losail International Circuit в вечернее время, при свете 7000 головных прожекторов американской компании MUSCO, какими обычно подсвечивают футбольные стадионы. Подробнее о проекте Losail — в эксклюзивном материале МОТОГОНКИ.РУ из Катара: MotoGP / WSBK Special: Project Losail — от концепта до гонок. С тех пор, Катар получил эксклюзивное право открывать сезон MotoGP. Дискуссий по поводу даты проведения Гран-При Катара было много и еще больше, с первого же дня: то слишком жарко, то слишком холодно. А еще…

Дождь в пустыне? Rain happens!

Единственная проблема, с которой всегда сталкивались в Лосаиле — как ни странно это звучит, — дождь! В Аравийской пустыне дожди бывают в конце зимы и весной и, в основном, как раз в марте, а затем, в декабре. В остальное время — ни капли.

Классика-2009: Джеймс Тозланд (Tech 3 Yamaha) с зонтиком возвращается в гараж — гонок не будет


В 2009 году из-за дождя Dorna и FIM пошли на беспрецедентный шаг и перенести Гран-При Катара с воскресенья на понедельник: сильный, но короткий ливень обрушился на Losail International за 5 минут перед стартом Гран-При Катара. Как начался, так и кончился. Но гонку проводить не стали. Причина? Под светом тысяч направленных под определенным углом софитов на мокром асфальте, а также на визорах шлемов гонщиков образуются миллионы бликов и отражений, которые мешают четко видеть границы трека. И это еще не самое главное, а лишь некая точка зрения. Есть и другая, более очевидная.

До и после заката

Радикальные перепады температур в пустыне — до и после заката — известный природный феномен. Даже без дождя такое явление, как обильная роса, способно полностью изменить ход гонок или тестов. После 22:00 по местному времени точка образования росы достигается одновременно в нескольких секторах Лосаила, причем, в непредсказуемый момент. На трассе и в паддоке появляются мокрые пятна, которые становятся чрезвычайно опасными — их не видно издалека при искусственном свете.

Всего за полчаса вечер становится непроглядной ночью


Вообще, состав асфальта и бетонной подушки Losail International таковы, что аккумулируют тепло днем, а без прямого солнечного света трек остывает плавно и долго. Но это если день был солнечным и достаточно жарким. Например, в середине осени, когда средняя дневная температура около +33.

В ходе уикенда World Superbike (начало ноября 2014 года) я специально замерял: существенного перепада температуры воздуха после захода солнца не наблюдалось — с +36 стало +34. Но совсем другое дело, асфальт. До захода на поверхности было +44; после, за полчаса или около того температура опустилась на 10 градусов и сравнялась с температурой воздуха; далее, началось то самое плавное остывание: к началу заездов (в 19:00) +30, а к старту второй гонки SBK +28, наконец, под финишным флагом было +25. В целом, были комфортные условия, как для гонок, так и для работы.

Но в марте все совсем не так хорошо.

Кейси Стоунер выиграл первую ночную гонку в истории MotoGP


9 марта 2008 года, на первом ночном Гран-При Катара было совершенно сухо. Однако, когда зашло солнце, температура воздуха с +24 опустилась на 4 градуса за считанные минуты. К началу заезда асфальт остыл с +22 до +18, а в середине гонки MotoGP до +13 градусов. По этой причине, позже, Гран-При перенесли на апрель, когда средняя температура выше на 5-8 градусов, до +23-26 градусов даже вечером — все были довольны. Но, чтобы впихнуть в календарь американские раунды, Dorna вновь передвинула Катар на март.

Температура сухого асфальта к началу заезда MotoGP с 2013 по 2016 годы в это время колебалась от +18 до +23 и была, в целом, приемлемой для работы гоночных сликов Bridgestone и Michelin. При условии плавного остывания, которое возможно только при ровной и сухой погоде! Но никто и никогда не проводил гонок MotoGP на мокром покрытии, которое остывает вдвое быстрее, чем сухое.

Перепады температур асфальта важнее, чем блики


Итак, суть новости

11 февраля Франко Унчини, комиссар FIM по безопасности и новый Спортивный директор MotoGP Лорис Капиросси провели серию заездов по мокрому Losail International Circuit в темное время суток при искусственном освещении, после чего заявили: никаких проблем, это безопасно!

По возвращении из Катара Капиросси дал интервью Gazzetta dello Sport, в котором сообщил, что Комиссия по безопасности MotoGP и Dorna Sports уже все решили: гонки в Катаре будут проводиться при любой погоде: «После Сепанга мы вместе с Франко отправились в Катар… я сделал несколько кругов [на серийном мотоцикле] по Лосаилу, который специально для нас намочили из шлангов, — цитирует Капиросси Gazzetta dello Sport. — За все время у меня не возникло никаких проблем с четкостью видения. Вернувшись в Испанию, мы обсудили в Dorna ситуацию и пришли к мнению, что гонку Гран-При Катара можно проводить даже в дождевых условиях. Мы уже уведомили команды».

Дальнейшие шаги

Чтобы все прошло гладко, на тесты IRTA MotoGP 10-12 марта компания Michelin привезла полные дождевые наборы шин. Но дождя в те даты так и не случилось. Он начался неделей позже, когда на треке работали пилоты младших классов Moto2 и Moto3.

Как показала практика, после начала дождя Дирекция все же была вынуждена выкинуть красные флаги и отменить оставшиеся сессии — ради безопасности пилотов. Да если бы заезды не были отменены, мало кто отважился выйти на мокрый трек: из 30 пилотов Moto3 только 11 попытались проехать на wet tyres хотя бы 3-4 круга; троим это удалось, а остальные сделали лишь по паре кругов, после чего поспешили ретироваться в боксы. Пилоты Moto2 и вовсе отказались выходить с пит-лейна.

Michelin готовится к Гран-При Катара: впервые в Лосаил приедут полные наборы шин, в том числе, дождевые


Dorna пока не спрашивала у команд их мнения по поводу дождевых гонок в Лосаиле. Но обязательно спросит: это произойдет на заседании Комиссии по безопасности MotoGP, следующее заседание которой состоится 24 марта, в пятницу, в первый день катарского уикенда.

Опасения не беспочвенны

Предварительный прогноз погоды на следующую неделю в Лосаиле (окрестности Дохи, столицы Катара):

Пятница, 24 марта: вероятность дождя после 15:00, вероятность грозы после 20:00. Температура воздуха после 19:00 — +23-25.

Суббота, 25 марта: вероятность дождя после 15:00 — нулевая, ясно. Температура воздуха после 19:00 — +23-25.

Воскресенье, 26 марта: вероятность дождя после 15:00, вероятность дождя после 20:00. Температура воздуха после 19:00 — +23-25.

P.S. Первый этап MotoGP состоится ровно через неделю: Гран-При Катара ожидается с особым трепетом, так как многие новобранцы заводских команд должны показать, к чему пришли за 5 месяцев переподготовки. Если Гран-При Катара пройдет в плохих погодных условиях, это, как минимум, испортит сюрприз и чистоту эксперимента. Дождь, уходи!

Источник: motogonki.ru

Добавить комментарий