Депутаты не стали чинить дополнительные препятствия на пути санкционных товаров, попадающих в Россию через страны СНГ.
Вместе с тем, в Госдуме звучат предложения отказаться от режима свободной торговли с соседними государствами.
Депутаты Госдумы ратифицировали в среду протокол к соглашению о правилах определения страны происхождения товаров в рамках режима свободной торговли между странами-членами Содружества Независимых Государств. Судя по тексту документа, он не станет серьезной преградой на пути в Россию таких товаров, как креветки и мидии из соседней Белоруссии.
Напомним, само соглашение было подписано между рядом стран СНГ в ноябре 2009 года, а в октябре 2015 года к нему добавлен отдельный протокол. В настоящее время он временно применяется для Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Азербайджан подписал протокол с оговоркой, а Армения и вовсе с «особым мнением» в части отказа от его временного применения. Под документом отсутствуют подписи представителей Молдавии, Узбекистана, Туркмении и Украины. Впрочем, в отношении последней страны действие соглашения о зоне свободной торговли было приостановлено президентским указом еще в 2015 году.
Депутаты обратили внимание, что протокол был внесен на ратификацию в Госдуму с нарушением необходимого шестимесячного срока. Не были соблюдены также сроки его опубликования. Однако пришедший представлять этот документ в Думу замглавы Минэконмразвития Станислав Воскресенский не стал особо вдаваться в подробности «технических задержек». Он сообщил, что главной задачей при реализации протокола станет повышение контроля над предоставлением таможенных преференций.
Поступающие в настоящее время в Россию товары из стран Содружества освобождаются от взимания ввозных таможенных пошлин в рамках режима свободной торговли. Протоколом предлагается еще больше упростить условия их таможенного оформления на границе. В частности, уточняется определение декларации о происхождении товара с учетом общепринятой международной терминологии, а также вводится единый образец для ее заполнения. Как пояснили в Госдуме, это позволит исключить возможность предъявления «излишних требований» к содержанию декларации со стороны таможенной службы и таким образом снизить коррупционные риски.
Воскресенский добавил, что одновременно правила дополняются новым разделом, регламентирующим порядок и сроки проверки достоверности декларируемых сведений, проводимой таможней в случае возникновения сомнений в подлинности документа.
Депутатов, между тем, интересовало, создаст ли протокол дополнительные барьеры на пути проникновения в Россию санкционных товаров. Как известно, ранее государство запретило гражданам ввозить в страну более пяти килограммов «санкционки».
Официально запрещен ввоз и торговля продукцией, попавшей под контрсанкции, введенные Россией. Тем не менее, в магазинах покупатели регулярно встречают продукты питания из европейских стран, изготовителем или переработчиком которых декларируются соседи из СНГ.
«Санкционные продукты попадают в Россию по простой схеме, а когда на границе возникают сомнения в подлинности таможенной декларации, то берут деньги и сомнения исчезают. У таможенников теперь появятся дополнительные возможности чаще и больше сомневаться?», — поинтересовался на заседании у замминистра единоросс Антон Горелкин. Воскресенский ответил, что вопрос может быть решен, скорее, в рамках таможенного администрирования.
Между тем, еще один депутат из «Единой России» Александр Сидякин заметил, что только в прошлом году поставки яблок из Белоруссии в Россию в пять раз превысили урожай, который был собран в этой стране. «Моркови — в 2,6 раза, а капусты в три раза по сравнению с 2015 годом. Соответственно, реэкспорт у нас идет не только через Белоруссию, но и через Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, всех тех, кто протокол подписали. И мы видим, что в конечном итоге у нас на полках продуктов появляются креветки и мидии из Белоруссии», — возмутился депутат.
Сидякин рассказал, что пробовал решить проблему через Россельхознадзор. Но там ответили, что ничего поделать не могут, так как видят «идеально сделанные в Белоруссии документы». «Они вынуждены с ними соглашаться. И вообще мы видим в интернете предложения по продаже сертификатов происхождения товаров, декларации происхождения товаров. Как вы собираетесь бороться с этими подделками?», — спросил замминистра Сидякин.
На это Воскресенский ответил, что протокол все-таки частично поможет решить возникшие проблемы. «Если коротко, то если внятное объяснение (о происхождении товара) не представлено в течение шести месяцев, документ (декларация) считается недействительным», — пояснил Воскресенский. Из самого протокола следует, что российская таможня будет вправе дважды (с перерывом в три месяца) запросить соседнюю страну о достоверности предъявленных на границе сведений о стране происхождения товара. И если сомнения не улетучатся, за ввоз товара возьмут пошлину.
Депутат Госдумы от ЛДПР Павел Шперов указал, что сейчас никаких санкций за не предоставление правильной декларации нет. «Через СНГ проходят санкционные товары, не только через Белоруссию. Таможенное оформление производится во внутренних таможнях и товар может пересекать границы без всяких документов», — заявил депутат. Он рассказал, что после присоединения Крыма в 2014 году сохранялся льготный режим пересечения украинской границы. Именно в то время завоз сельхозпродукции из Крыма на материковую часть России вырос в десятки раз.
«Оказалось, что у нас производится такое количество, какого никогда не было. На самом же деле, органы местного самоуправления выдали справки, что товар происходит с территории их сельсовета. На этом основании Россельхоз выдавал сертификаты, и товар прекрасно вывозился. Так же и сейчас», — описал схему депутат.
По этой причине в Госдуме звучат предложения вообще отказаться от режима свободной торговли со странами СНГ, иначе поток «санкционки» будет только возрастать.
Елена Земскова
Источник: