Из князи в грязи26.04.2017
Торговцы одеждой возвращаются из центра Новосибирска в ТЦ на месте Гусинобродской барахолки — их манят низкая арендная ставка и толпы богатых покупателей
В ТЦ «Невский» заявили, что снижают арендную плату, «чтобы здание не пустовало», — и это работает
Бывшие барахольщики наигрались в бессмысленную розницу в центре города, уверены представители крупных ТЦ на Гусинке. В условиях кризиса покупатель не будет переплачивать торговцу за аренду помещения в Центральном районе, уверены они. Моллы привлекают бизнесменов как только могут — и не без успеха: крупнейшие игроки оптового и розничного рынка на месте бывшей барахолки рассказали НГС.БИЗНЕС, что поток торговцев, как и покупателей, благодаря кризису только увеличивается.
Торговцы одеждой возвращаются на барахолку — они покидают торговые центры в Новосибирске и снова открывают точки в ТЦ на Гусинобродском шоссе. Сами предприниматели и владельцы гусинобродских ТЦ объясняют это гибкой ценовой политикой в арендной плате и экономическим кризисом. Директор ООО «Мега-Групп», которой принадлежит ТЦ «Невский», Михаил Климович сообщил НГС.БИЗНЕС, что условия «Невского» сегодня «прогибаются» под рынок, чтобы здание не пустовало. «Мы понижаем аренду и идем навстречу, у нас гибкая политика и индивидуальный подход ко всем», — считает Климович.
По данным администратора ТЦ «Невский» Виктора Цейгера, торговые площади на первом этаже «Невского» сегодня можно арендовать за 1000–1200 руб., на втором — за 2150 руб. за «квадрат». Третий этаж ТЦ в настощее время пустует, там планируют делать ярмарку, до этого его сдавали по 500 руб. за «квадрат» (в 2015 году «Невский» брал 1500 руб. за «квадрат» на первом этаже и от 600 до 1000 руб. — на третьем).
«Потихоньку [арендаторы возвращаются], с города идут. В декабре был отток, и сейчас потихоньку возвращаются из «Александровского», с Центрального рынка. Объясняют тем, что в городе дорогая аренда и упали продажи.
У нас продажи, сами понимаете, [тоже низкие] — кризис, но у нас низкая аренда, поэтому мы стараемся привлечь народ, покупателей», — рассказал Цейгер. Сегодня, по его данным, второй этаж комплекса занят на 95 %, первый — на 65 %. Всего в «Невском» сейчас ведут бизнес около 700 арендаторов.
Представитель отдела маркетинга «Норд Сити Молла» Дмитрий Федотов также подтвердил, что многие арендаторы переезжают к ним из города: «Само собой, у нас более выгодное предложение по аренде, чем в центре. Там ты покупаешь картинку, а тут покупаешь качество места — отдельно идет склад, бокс. Здесь, возможно, меньше красоты, а больше вкладывается в рабочий процесс». Количество перешедших Федотов отказался озвучить, объяснив это коммерческой тайной. «Вдруг человек не хочет, чтобы знали, что у него есть еще другая точка», — прокомментировал он.
Климович подмечает, что сегодня в торговых центрах, где нет так называемых «посадочных» (платы за размещение), арендаторы часто «прыгают с места на место», работая на одной точке всего пару месяцев.
«Поверьте, я занимаюсь бизнесом и в центре города, и везде, — ни у кого нет никакой стабильности. Пытаемся удержать, пытаемся уговаривать, пытаемся объяснить. Проблем много. Сейчас наступает еще лето, всегда летом падение идет, люди закрываются и оживают к сентябрю. Раньше люди оплачивали такие места, боялись потерять место, сейчас вообще к этому нет привязки. Нельзя сказать, хорошо или плохо, но текучка большая», — считает Климчук. По его оценкам, костяк, который из ТЦ никак не двигается и не меняет локацию, составляет 50–70 % от всех торговцев, остальные же делятся на тех, кто постоянно меняет точки и пробует новые форматы, и тех, кто «в свободном плавании, сегодня они есть, завтра нет».
Такая чехарда арендаторов плохо влияет на весь бизнес, уверен Климович: «Тут еще такой момент — два арендатора ушло, человек, который пришел выбирать, помнит, что в этом углу был выбор, а теперь там, когда никого нет — он автоматически не идет. Это проблема для всех. Отсюда и обязаловка для всех, они работают с утра до вечера, не берут выходные, они не могут в любой день закрыться и открыться. В этом случае он подставляет своих соседей, никто не хочет этой цепной реакции».
Объявления о переезде неназванного бутика в ТЦ «Невский» появились в лифтах новосибирцев. Фото Александра Агафонова
При этом «Невский» сам размещает в новосибирских лифтах призывные объявления от имени мифических бутиков. На одном из них сказано: «В связи с финансовым кризисом наш бутик переехал обратно на муниципальный вещевой рынок в ТЦ «Невский»». Из объявления ясно, что футболки теперь будут продаваться по 500 руб., джинсы — по 1000, кожаные куртки — около 2700. О каком именно бутике идет речь — неясно, телефон на объявлении указан «Невского».
В «Норд Сити Молле» уверяют, что чувствуют приток не только арендаторов, но и платежеспособных покупателей. После открытия второго корпуса поток покупателей взлетел с 10–15 тыс. до 40–50 тыс. человек в день, сообщил Федотов. Покупатели, в том числе и розничные, часто едут сюда из других регионов, молл планирует увеличивать этот поток.
Чек такого приезжего может достигать 18 тыс. руб., отметил Федотов.
Однако сами арендаторы с Гусинобродской барахолки, уехавшие торговать в город, не единодушны. Представитель компании по продаже одежды, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что не собирается покидать ТЦ «Мегас», где открыл магазин после ухода с барахолки. «Те, кто всю жизнь работал на рынке, там так и останутся. А те, кто хотел от рынка оторваться и уйти в другое плавание, — они возвращаться не будут, это совершенно другая конъюнктура
рынка», — считает собеседник.
По его мнению, главная причина перебежек между центром и барахолкой — падение доходов населения, а не неспособность платить аренду.
«В центре города люди отказываются от мест не потому, что они не хотят там работать, а потому, что там упала платежеспособность населения. Люди в центре города не приобретают, потому что там им нерентабельно приобретать, они сейчас все идут на барахолку, на базар, в «НОРДМОЛЛ» — куда угодно, лишь бы купить подешевле. В рознице сейчас огромный кризис, все берут что дешевле, поэтому у барахолки сейчас прерогатива огромная. Я думаю, барахолка будет жить и существовать, в этом нет никаких сомнений», — подчеркнул бизнесмен.
Покупательная способность новосибирцев меж тем, считает Новосибирскстат, остается на уровне прошлого года — а по некоторым позициям непродовольственных товаров в январе 2017 года (по сравнению с январем 2016-го) даже подросла.
Так, в начале этого года среднедушевой доход мог позволить новосибирцу купить, к примеру, 2,6 утепленных мужских куртки из плащевки, 13 хлопчатобумажных сорочек, 2 женских пальто или 5,6 пар ботинок для школьников с верхом из натуральной кожи. Каждая из этих позиций немного подросла в сравнении с январем 2016 года, — если верить статистикам, в этом году новосибирцы могли купить себе на 2–10 % больше одежды в зависимости от вида товара.
Источник: