Gett на побегушках

Gett на побегушках28.07.2017

Популярное такси начало доставлять посылки — конкуренты усомнились в надежности сервиса

Gett теперь доставляет посылки

Новый курьерский сервис Gett заработал в Новосибирске — теперь горожане могут доверить водителям такси не только себя, но и свои документы и вещи: доставить от подъезда до подъезда сервис обещает что угодно легче 20 кг. Местные курьерские службы, которые не могут похвастаться столь широкой известностью среди клиентов в сегменте B2C, не верят, что нововведение может ужесточить конкуренцию на рынке — по их мнению, никто не станет доверять таксистам. НГС.БИЗНЕС поговорил с новосибирскими курьерскими службами и экспертами и узнал, стала ли доставка грузов будущим такси и какие риски будут у горожан, воспользовавшихся сервисом.

Gett объявил о запуске нового сервиса, который будет доставлять посылки, 25 июля. В приложении новая функция под названием Gett Delivery стала доступна в эти же дни. Там же сказано, что 

услуга доступна круглые сутки, стоит доставка небольших грузов от 189 руб. за первые 10 км. 

Заказать курьера так же несложно, как и такси, — для этого необходимо указать в приложении адрес отправителя и получателя, а также оставить контактные данные обеих сторон. При заказе приложение напоминает, что курьер может забрать только посылки весом менее 20 кг, ожидание у двери составляет 5 минут, платить за доставку можно только банковской картой. В условиях пользования, с которыми клиенту предлагают согласиться сразу после указания адресов, все еще сказано, что сервис доступен только в пределах МКАД. Тем не менее, на новосибирской карте машинки с коробочками (так, видимо, обозначают водителей, готовых доставить груз) уже есть — на заказ корреспондента НГС.БИЗНЕС местный курьер отреагировал мгновенно. 

В соглашении сказано, что нельзя отправлять вместе с водителем Gett предметы, сумма измерений которых превышает 150 см, легко бьющиеся предметы без упаковки, взрывчатые и ядовитые вещества, велосипеды, инвалидные коляски, животных и птиц без контейнеров, пачкающие и зловонные вещества, пищевые продукты, незаконные предметы и любые другие объекты тяжелее 20 кг. По условиям соглашения, водитель имеет право осмотреть посылку с согласия отправителя и отказаться от поездки, если она выглядит подозрительно. 

Курьеры в приложении обозначаются иконкой с коробкой

«В случае утери или повреждения отправления по вине Gett, Gett несет ответственность в размере суммы, уплаченной пользователем за доставку данного отправления, но в любом случае в размере, не превышающем общую сумму, которая складывается из 3000 руб. и суммы, уплаченной пользователем за доставку данного отправления», — сказано в соглашении Gett. 

Также там указано, что первые 5 минут ожидания будут бесплатными, ожидание до 10 минут обойдется в 100 руб., до 20 — в 250, до 30 — в 400. После получаса ожидания у подъезда получателя водитель вправе вернуть посылку в пункт отправления либо в службу поддержки Gett (за дополнительную плату 650 руб.). Отмена заказа после 5 минут обойдется в 190 руб. 

Больше никаких гарантий в соглашении нет, его текст не касается ни перевозки важных документов, ни денег или ключей. Связаться с представителями Gett НГС.БИЗНЕС не удалось: компания не ответила ни на телефонный запрос, ни по почте.

В курьерской службе НовосибЭкспресс говорят, что не боятся конкуренции со стороны Gett, так как, по их мнению, служба такси не может дать необходимых гарантий. «Кого-то это устроит, а кто-то не станет таксистам доверять. 

Мы занимаемся своим делом, мы же не лезем в бизнес такси и не развозим попутно с грузами пассажиров. Это несовместимые вещи. 

Неясно, какая здесь будет юридическая поддержка. Мы несем ответственность за каждый груз, это прописывается в договоре. Курьер вручает [посылку] под роспись, все на сайте отслеживается», — рассказала замдиректора НовосибЭкспресс Карина Чернявская. По ее словам, также неясно, сколько в итоге будет стоить такая доставка, в то время как в их компании — фиксированный тариф по перевозке, к примеру, документов (250 руб.), для корпоративных клиентов это стоит в разы дешевле (70–80 руб.). Чернявская считает, что сервис Gett рассчитан на разовых клиентов и не сможет потеснить на рынке другие курьерские службы, которые давно сотрудничают с компаниями.  

Коммерческий директор компании СДЭК Сергей Егоров отмечает, что средний вес посылок, которыми они занимаются, как раз входит в указанный Gett разброс: обычно это 4,5 кг по России и 800 г из Китая (на один заказ). «Таким образом, вес до 20 килограммов — это как раз вес средней посылки из интернет-магазина», — говорит Егоров. 

По его мнению, курьерская доставка такси из интернет-магазинов не приживается в России.

«Владелец интернет-магазина и сам клиент не получат тех сервисов и удобств, которые может предложить курьерская компания полного цикла, — примерку, прием наложенных платежей, подъем на этаж, частичный выкуп. По сути, такси выполняет своё предназначение — везет товар из точки А в точку Б. Когда это нужно? В каком-то экстренном случае. Но люди, заказывая что-либо, чаще всего планируют покупку: время, когда они хотят получить товар, когда будут готовы его оплатить. Поэтому сказать, что эта услуга сможет быть популярной и масштабируемой, на мой взгляд, нельзя», — полагает собеседник.

Кроме того, сами таксисты, по его мнению, — «не та категория персонала, которая подходит для стабильной курьерской работы». В частности, им это будет невыгодно, считает Егоров: «Если говорить о перевозке документов, то в Директ Мейл от Национальной почтовой службы расценки от 2 до 10 руб. за штуку. Таксист за такие деньги просто не поедет. Крупные компании, как правило, имеют своего водителя в штате, мелкие возят сами, поэтому на доставку документов вообще рассчитывать не приходится», — уверен Егоров.

Прямой конкурент курьерского Gett в Новосибирске — компания Zavezu — и вовсе радуется появлению нового игрока на рынке B2C. По мнению руководителя этой курьерской службы Кирилла Бобрика, предложение, схожее с опциями Zavezu (забрать и привезти груз любого веса от 199 руб.), только «укрепит привычку пользоваться услугами курьера». Сейчас высока конкуренция между курьерскими службами в сегменте B2B, отмечает он, а простой пользователь отправлять посылки на легковушке не привык. «Курьер станет доступен каждому так же, как, например, услуги такси. Раньше и такси было роскошью, теперь это рядовая услуга. Это естественный процесс, что жители мегаполисов всё больше мелких дел перекладывают на специалистов», — уверен Бобрик. В их компании любая посылка страхуется на 5 тыс. руб., клиент может увеличить стоимость страховки. Курьеров здесь отбирают, рассказывает Бобрик, в частности они «проходят тесты в службе безопасности».

В компании Uber НГС.БИЗНЕС сообщили, что пока что не собираются заниматься курьерской доставкой в России. 

Тем не менее, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина отметила, что это очень перспективное направление и его «Uber разрабатывает на глобальном уровне». 

«Подобные сервисы могут значительно расширить клиентуру небольших магазинов, например, цветочных салонов, которые, не инвестируя в создание собственного сервиса доставки, смогут увеличить число заказов за счет партнера — онлайн-платформы», — считает Гущина.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в беседе с НГС.БИЗНЕС отметила, что, вероятно, курьерскую доставку не удастся масштабировать так же успешно, как получилось с такси. «Здесь очень важен элемент контроля, скорее всего, это некая франшиза, водитель должен прийти и положить на счет, например, 30 тыс. руб. А если что-то случается, у него эти деньги удерживаются. Либо это вопрос страхования. Пока мы не знаем, как Gett это решит, поэтому рано говорить о масштабировании. Если Gett введет депозиты для водителей, это будет заморозка средств водителя, соответственно, они этих исполнителей смогут очень мало привлечь — не каждый готов идти подрабатывать в Gett и 30 тысяч заморозить. Если это будет страхование, то тариф на такую услугу тоже не может быть бесконечно низким», — отмечает эксперт.

По сравнению со «сладкими парочками» Uber – Яндекс.Такси, RuTaxi («Везет»и «Лидер») – Fasten («Сатурн» и RedTaxi), у одинокого Gett не самые выигрышные позиции из-за меньшей базы исполнителей, считает Зарипова. 

«Безусловно, этот сервис (Gett Delivery. — Н.Г.) будет развиваться, но он не сможет быть таким же масштабируемым, как такси, потому что трансфер — это одно из ключевых направлений, тут идет конкуренция с общественным транспортом, некая вечная тема. А доставка — это уже сегмент, который требуется не всем. И еще вопрос стоимости. Если будут безумно низкие цены на такси, то, может, проще с человеком живого курьера за 100 руб. отправить, который будет гарантировать сохранность документа, чем за 150 руб. просить отвезти эти документы непонятно кого», — отмечает эксперт. 

Источник: news.ngs.ru

Добавить комментарий