Девяностые на вкус

Девяностые на вкус12.06.2017

Новосибирские бизнесмены научились зарабатывать на недоступных
сладостях и ностальгии по 1990-м

Полки с заморскими сладостями в «Продукто!»

В новосибирских ТЦ всё чаще появляются островки с редкими сладостями, где горожане могут втридорога купить газировку экстремальной расцветки, шоколад с непроизносимым названием или драже со вкусом земли и рвоты. Зарабатывать на вкусовых аттракционах у начинающих предпринимателей получается запросто — некоторые представители рынка говорят о сотнях тысяч выручки в месяц. Продавцы торгуют печеньем из 1990-х не только для ностальгирующих хипстеров, но и формируют новый виток моды среди подростков, уверены эксперты. Корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорила с теми, кто торгует ностальгией и острыми ощущениями, и узнала, какие доходы приносит торговля редчайшими съестными продуктами.

Кирилл Ушаков занимается продажей импортной газировки и американских конфет уже 2 года. Его магазин Jelly Belly работает по выходным в ТРЦ «Галерея Новосибирск» — на островке в коридоре торгового центра сотрудники выставляют манящие зелёные и фиолетовые баночки «Фанты» и выкладывают до боли знакомые всем детям 1990-х шоколадки Wispa и Leon. В интернете привлечь покупателя проще, уверен Ушаков, однако самый выгодный путь — торговать как с прилавка, так и в Сети. Таким образом, поток желающих купить газировку из-за границы со временем только увеличивается, считает предприниматель.

Как и многие в этом бизнесе, Кирилл Ушаков начинал с обычной доставки продуктов из США для себя и своих друзей по заказу. Друзья распробовали шоколадки и «на голом энтузиазме» решили «нести их в массы», рассказывает Ушаков. Сегодня его магазин продает 150 различных товаров, в основном через соцсеть «ВКонтакте», но по воскресеньям он устраивает «маркеты» в офлайне.

В ассортименте Jelly Belly товары от 80 до 3000 руб. Среди них — шоколадные плитки, батончики Wispa, молочные коктейли со вкусом популярных шоколадных батончиков, вполне привычные марки газировок Pepsi, Fanta, Coca-Cola, Dr Pepper, но с необычными вкусами, конфеты Jelly Belly со вкусом мороженого или смузи.

Как убедилась корреспондент НГС.БИЗНЕС, по пути из США в Новосибирск сладости получают хорошую наценку.

Так, например, пачка печенья Oreo (154 г) стоит в Jelly Belly 250 руб., а в каталоге американской сети Walmart — 1,5 долл. (около 86 руб. по актуальному курсу).

Самый дорогой продукт в магазине — конфеты Bean Boozled Jumbo, своеобразная русская рулетка для любителей гастрономических экспериментов. Играющим предлагается крутить волчок и пробовать конфеты с неожиданными вкусами — от стандартных до крайне отвратительных вроде тухлого яйца или собачьего корма. Самый внушительный набор на большую компанию стоит здесь почти 3 тыс. руб. Ушаков называет эти конфеты самым популярным продуктом в магазине — кроме дорогой модификации с рулеткой можно купить небольшую коробочку неожиданностей весом 40 г за 350 руб.

Кирилл Ушаков не раскрывает, где магазин заказывает сладости, однако уточняет, что речь идёт о российских импортёрах, а также об «эксклюзивном поставщике в США». 

Выручка магазина варьируется в зависимости от месяца продаж, отмечает он, в среднем это 250–300 тыс. руб., прибыль 80–100 тыс. руб. каждый месяц. И эти показатели, по его словам, продолжают расти.

Конкуренты у Ушакова есть и в Академгородке. Недавно магазин западных лакомств inJoy переехал на Морской проспект. inJoy открыли 2 студента — Роман Белоусов и Роман Шарыпов. По словам последнего, молодые люди вспоминали о вкусах из детства, и так «появилось желание приобщить» к ним жителей Академгородка. Предприниматели скупают продукцию у российских поставщиков, которых также не называют, а от общей выручки они тратят от 3 до 10 % на транспортировку в зависимости от времени года, уточняет Шарыпов.

Самый популярный продукт в их магазине — баночка Coca-Cola Vanilla по 89 руб., которая уже много лет не производится в России, однако жители страны всё равно охотно её покупают, говорит Шарыпов. Финансовые показатели компании предприниматель назвать отказался, однако сообщил, что за год предприятие ещё не успело догнать план и, возможно, это случится летом. Молодые люди планируют и дальше расширять ассортимент газировки в своём магазине.

«Проблемы есть. У людей складывается недоверие к новым и необычным продуктам, вдобавок ещё и по относительно высоким ценам. Бывает сложно донести до них, что это очень качественный продукт.

Ещё бывают проблемы с перевозкой, когда задерживаются поставки. Это иногда создаёт небольшие трудности», — жалуется предприниматель.

Пожалуй, самый известный в Новосибирске представитель этого бизнеса — магазин «Продукто!». Первая точка сети открылась в центре Новосибирска ещё в 2015 году, второй магазин — в марте этого года на «Студенческой». Там можно купить кленовый сироп, варенье из хвои, арахисовую пасту, напиток из сока кокоса с зелёным чаем, гигантские яйца Kinder Surprise и т.д. Кроме продуктов в магазине торгуют значками и игрушками, а также можно взять кофе навынос.

3 года назад учредители магазина подумали, что все продуктовые магазины мини-формата выглядят устаревшими — «как будто из 1995 года», — и решили сделать свой. «В них плохой сервис, плохой интерьер, кассиры хамят. Решили что-то с этим делать и открыли «Продукто!» в тихом центре.

Начали работать без алкоголя и сигарет, на которых обычный магазин делает 70 % выручки», —

объясняет директор «Продукто!» Евгений Бойков. Такая работа дала заметный результат, и за несколько лет один магазин превратился в сеть: по франчайзингу сегодня работают 2 «Продукто!» в Томске и в Казани, ещё один откроется в Иркутске. Евгений Бойков категорически отказался раскрывать данные о поставщиках и выручке.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Яна Ситникова отмечает, что в авангарде «глобализации потребителей» всегда были подростки. По её мнению, они носят одну и ту же одежду, пьют одни и те же напитки. «Это и порождает интерес молодёжи к товарам глобальных корпораций», — говорит Ситникова. Любопытному поколению всегда хочется сравнивать продукты из разных стран, отмечает она.

«Есть мнение, что товары, произведённые в США и странах Европы не на экспорт, а для внутреннего потребления, отличаются по своим вкусовым параметрам в лучшую сторону от аналогов, произведённых в РФ и странах СНГ.

Я сама много путешествую, и разница действительно есть. Многие корпорации используют при производстве как местное сырье, так и импортное», — говорит Яна Ситникова. Тем не менее, по её оценкам, в длительной перспективе спрос на эту продукцию может упасть, во многом из-за завышенных цен в магазинах.

Источник: news.ngs.ru

Добавить комментарий