Азартные цацки (фото)05.05.2017
Два бизнесмена вложили миллионы в мастерскую по выпуску серебряных фигурок — покупать их брутальные украшения новосибирцев заставляют азарт и страсть
Серебряный конек от Tribuna
Два месяца назад молодые бизнесмены Василий Шелемба и Кирилл Василюк решили объединиться, чтобы начать в Новосибирске уникальное производство ювелирных украшений для любителей спорта. Они открыли в центре города цех и тратят миллионы на разработку новых продуктов. Их первым продажам всего неделя — пока что фанаты с радостью скупают драгоценную хоккейную линейку — кулоны из серебра, похожие на коньки Овечкина, вратарские шлемы из бронзы или запонки-перчатки. НГС.БИЗНЕС побывал в ювелирной лаборатории, где делают брутальные украшения.
Бизнес-проекту Василия Шелембы и Кирилла Василюка чуть меньше двух месяцев. За это время молодые люди, познакомившиеся во время работы в конкурирующих реалити-квестах (Шелемба — в Fantasmia, а Василюк — в «Выходе»), успели стать бизнес-партнерами и наладили работу небольшого ювелирного производства в центре города, в лофте TRAVA. Творческому Василюку, который называет себя арт-директором и отвечает в компании за полет мысли и новые идеи, нравится творить в стильной промзоне, а вот серьезный Шелемба, который считается в компании директором и главным инвестором, то и дело критикует индустриальный флер, в котором теперь приходится работать.
Шелемба и Василюк на фоне эмблемы из бренда
Ювелирную студию под названием Tribuna придумал Василюк, который до этого уже год работал на другом производстве украшений. Параллельно он серьезно интересовался хоккеем и вел неофициальную группу болельщиков ХК «Сибирь», в которой и сегодня состоят примерно 65 тыс. человек. Уже на первом своем производстве он начал заниматься фанатской «ювелиркой», но спустя год ушел оттуда. «Два месяца назад мы созвонились с Васей, я понял, что из этой студии я буду уходить, но бросать то, что мы начали, — продавать украшения по всей России, — не хотелось. Я сказал ему, что мне нужен крепкий партнер, чтобы мы не зависели от «литейки», потому что мы должны все производить сами», — рассказывает молодой человек.
Ювелирный цех, в который компания недавно переехала. В центре — ювелир Александр
В этот момент Шелемба, любитель хоккея и даже игрок, занимался другим бизнесом. Однако он принял приглашение Василюка, а заодно вложил в сам цех «более миллиона» рублей. Со всеми другими затратами — на разработку концепций, материалы и т.д. — первоначальные вложения в ювелирную студию исчисляются несколькими миллионами, говорит директор предприятия. По самым оптимистическим прогнозам, они могут вернуться через год, считают молодые люди, но многое будет зависеть от неожиданных затрат на творчество и укрепление бренда на рынке.
Восковое клише, по которому потом отольют драгоценный конек. Модель сконструирована по мотивам коньков Александра Овечкина, говорят в Tribuna
Пока что в команде трудятся 11 человек, включая основателей. Сегодня Tribuna совершенствует сайт (первые продажи, которые начались неделю назад, шли в основном через соцсети), работают с клиентами, придумывают дизайн для новых изделий и, наконец, занимаются самой ювелирной работой — литьем и ручной обработкой миниатюрных хоккейных коньков, перчаток, клюшек.
Команда Tribuna
«Есть особенности работы отрасли, она довольно вальяжная и размеренная. Мы взглянули на нее чуточку иначе. Мысль, что «ювелирка» делается быстро, — это уникально, до нас этого никто не делал. Мы делаем подарки, а они всегда нужны вчера», — объясняет Шелемба. Скорости добавляет собственное литье и плотная работа с дизайнерами по всему СНГ, они рисуют для Tribuna объемные модели украшений, которые потом печатаются на 3D-принтере и уже в ювелирной лаборатории в Новосибирске превращаются в форму для литья.
Александр собирается заливать в гипсовую форму раскаленное серебро
Раскаленное серебро размеренно разливает ювелир по имени Александр, который когда-то учился на медика. Он продемонстрировал НГС.БИЗНЕС весь процесс создания фанатских кулонов. Сначала в эластичную форму вливают ювелирный воск голубого цвета, примерно через минуту из него уже получается клише для будущего украшения. Затем их насаживают на восковые же подпорки, получается что-то похожее на плодовое дерево, только вместо фруктов здесь — шлемы и коньки. Затем восковые клише помещают в форму (здесь ее называют опокой), заливают гипсом и держат в печи несколько часов — до тех пор, пока ювелирный воск не испарится. Теперь вместо воска в опоку можно залить серебро, после его застывания ювелирам остается лишь «снять плоды с дерева» и вручную обработать их на станках до сияющего рыночного вида.
Так серебряные кулоны выглядят сразу после того, как остынут
В сообществе Tribuna в соцсетях для заказа пока что доступна только хоккейная коллекция: «Вратарский шлем» из ювелирной бронзы здесь стоит 850 руб., такой же, но из серебра 925-й пробы, — 2900 руб. Кроме шлемов здесь продаются коньки и хоккейные перчатки с клюшкой, а также шнурок для подвески с серебряными вставками — «Живи игрой» за 750 руб.
Две бронзовые вратарские перчатки — слева та, что после шлифовки. Весит такая около 8 г
По словам Василюка, сегодня приоритет для компании — попасть в каждого потребителя и дать возможность купить фанатский подарок как большому начальнику, так и школьнику, поэтому сегодня Tribuna много экспериментирует именно с ювелирной бронзой, находящейся в самом доступном ценовом сегменте. «Большая цель [для нас] в бизнесе — это быть Wallmart’ом для болельщиков. Полноценный супермаркет, где можно купить подарок от 100 руб. до премиум сегмента. По разным оценкам в России только 3–4 млн хоккейных болельщиков, и делать только для премиум сегмента — нет смысла», — уверен Василюк.
Компания работает над разными вариантами украшений, среди них есть и запонки (снизу)
Шелемба солидарен с коллегой, но при этом подчеркивает, что в ширпотребе тоже нет особого смысла: «С точки зрения коммерции можно заказать контейнер «бижухи» из Китая — и так мы могли бы эти деньги уже обернуть пару раз. Но это не очень интересно. Чего мы добьемся? Что у каждого школьника будет какая-то облезлая штука под нашей торговой маркой?». Начинающий ювелир не без улыбки признает, что бизнес-план компании пока что довольно туманен. «Пока что с точки зрения бизнес-планирования у нас все отвратительно. У нас очень много творчества, а деньги в такой ситуации всегда считать сложно. Но если мы в июле увидим идею, в которую нужно унести миллион, или унести его в карман, я буду настаивать, что этот миллион пойдет в идею. Возможно, это не самая успешная бизнес-модель, но это интереснее», — говорит инвестор.
Упаковывают продукцию тоже с выдумкой — коробки в форме шайб из пластика отливают здесь же. Стоит такая примерно 500 руб.
Несложно догадаться, что сейчас команда стремится делать подарки из «самых спортивных» металлов. Больших планов на золото предприниматели пока не строят, хотя и признают, что интерес к этому цвету в спортивной тусовке большой.
Свои цепочки здесь не делают, но зато предлагают многозначительные шнурки с серебряным креплением и надписью «Живи игрой». Стоит такой 750 руб.
«У многих людей именно золотые цепочки. Мы сейчас делаем много подарков для хоккеистов, и между серебром и серебром с позолотой все выбирают позолоту. Розничная цена конёчка в золоте — около 26 тыс. руб. По прошлому опыту работы могу сказать, что на 250 заказов был 1 золотой», — вспоминает Василюк.
Так выглядит раскаленное серебро
По словам бизнесменов, сейчас они работают над футбольной коллекцией, в которой, в частности, будут бутсы с позолоченной подошвой, напоминающие бутсы Криштиану Роналду, и другие — похожие на бутсы Лионеля Месси. Извечное противостояние двух гениев футбола должно сработать в пользу продаж, уверены они, ведь стабильный уровень нужно поддерживать и в те месяцы, когда «хоккей умирает». Кроме того, они планируют делать боксерскую коллекцию, и в частности отливать из драгметаллов шингарды — перчатки для бойцов ММА в миниатюре.
Прототип фигурки вратаря СКА Игоря Шестеркина из пластика
Кроме того, в Tribuna теперь трудится свой скульптор, который пытается сделать прототип фигурки вратаря СКА Игоря Шестеркина наподобие тех, что уже много лет в Америке делает компания McFarlane Toys. Вратаря уже отлили из пластика и теперь он отправится в офис КХЛ, с которой новосибирские бизнесмены сейчас ведут переговоры. «Если у него на груди не будет эмблемы, его никто не купит», — признает Василюк. Поэтому сейчас молодые люди сильно озадачены тем, как влиться в мировой рынок (план-максимум — делать фанатское серебро для США), имея на это все необходимые права и надлежащую узнаваемость.
Игрушка от McFarlane Toys стоит над столом скульптора. Именно к такому виду своих фигурок хотят прийти в Tribuna уже в июне
Пока же художник Tribuna будет работать над ретро-серией фигурок. Надписи «СССР» на груди Харламова и Третьяка, к счастью, уже не надо ни с кем согласовывать, говорят бизнесмены.
Источник: