В центральный регион страны пришла ранняя весна, снег сошел почти полностью, а в середине марта асфальт даже начали мыть шампунем. К счастью, массовых аварий из-за провалов полотна или внезапных обледенений, как было в прошлые годы, столице удалось избежать. Однако весну дороги встречают не в лучшей форме – на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям, которые далеко не везде успевают быстро заделать.
Как и прежде, в образовании ям дорожники винят аномальную зимнюю погоду, тяжелые грузовики, нарушающие регламент, и недостаток финансирования. Сейчас на дорогах идет ямочный ремонт – дорожники говорят, что пока не установится сухая теплая погода, укладка асфальта традиционным горячим способом не будет эффективной. А автомобилисты продолжают попадать в выбоины и чинить подвески своих машин.
Что такое ямочный ремонт
Зимой и в начале весны дорожники используют технологии ямочного ремонта. Заплатки делают с помощью литого или холодного асфальта. Смесь укладывается при температуре 190-220 градусов. Холодный асфальт предпочтителен для мелкого и срочного ремонта дороги и не требует привлечения крупной дорожной техники – смесь засыпают вручную и уплотняют виброплитой, а далее она отвердевает под колесами машин. Такие заплатки должны продержаться несколько месяцев до наступления ремонтного сезона. Дорожники считают такой ремонт временным и делают его для того, что чтобы остановить дальнейшее разрушение дорог.
Какие ямы считаются допустимыми
Размеры дорожных ям в России четко регламентируются ГОСТом 50597 — 93 года. Яма может иметь длину не более 15 см, ширину – не более 60 см, глубину – не более 5 сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия. Дороги первой категории (автомагистрали и скоростные дороги с 4 полосами и более) должны быть отремонтированы в течение 120 часов, время ремонта магистралей второй категории (нескоростные дороги в 2-4 полосы) не должно превышать 168 часов, на трассы третьей категории (2-полосные шоссе шириной 3,5 м) выделяется 240 часов.
Есть ли штрафы за плохие дороги
Ответственность организаций и частных лиц за ненадлежащее содержание дорог прописана в Административном кодексе. По статье 12.33 КоАП за «повреждение дорог, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия» размер штрафа для физических лиц варьируется от 5 до 10 тыс. руб., для должностных лиц достигает 20 тыс. руб., а для юридических – 300 тыс. рублей. Таким образом, получить штраф может не только организация, отвечающая за дорогу, но и любой человек, который наносит повреждения или просто загрязняет дорожное полотно.
18 марта 2017 г. были существенно увеличены штрафы по двум другим «дорожным» статьям. Статья 12.34 КоАП устанавливает санкции за несоблюдение требований безопасности при ремонте или реконструкции дорог. Например, если не выставлены ограждения и предупреждающие знаки, то штраф для должностных лиц составляет 30 тыс. руб. (вместо прежних 3 тыс.), для юридических – 200-300 тыс. рублей. А если из-за халатности дорожников пострадали люди, сумма штрафа составит соответственно 100 и 500 тыс. рублей. Наконец, по статье 19.5 КоАП можно наказать тех, кто не выполняет предписания на ремонт ям, сразу на 100 и 300 тыс. руб., хотя прежде суммы были скорее символическими: 2 и 20 тыс. рублей для должностных и юридических лиц соответственно.
Почему весной образуются ямы
Эксперты говорят, что главным врагом асфальтового покрытия являются перепады температур и вода. Например, первый заместитель главы ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов в интервью изданию «Коммерсант» рассказал, что в процессе эксплуатации дороги битум перестает связывать щебень, в асфальте появляются трещины, куда проникает вода, и, замерзая, разрывает покрытие. Того же мнения придерживается и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, с которым побеседовал корреспондент Autonews.ru: «Главный разрушитель дорог – это переходы через ноль: замерзло, оттаяло, снова замерзло, и так много раз». Прошлая зима в столичном регионе, по мнению экспертов, была более спокойной, без резких перепадов, поэтому и дороги год назад сохранились лучше.